Анна Казанцева
Жители оккупированной деревни покидают свой дом. Источник: https://kulturologia.ru/blogs/300117/33243/

Дети ходили как пьяные, на меня было страшно смотреть
НА ИРИ РАН. Фонд 2. Разд. VI. Оп. 19. Д. 4.
Комиссия по составлению хроники Великой Отечественной войны
Запись беседы с тов. Казанцевой Анной Евдокимовной
Беседу проводит старший научный сотрудник, кандидат исторических наук – Голубева Р.И.
Записала Голубева Р.И.
Рабочая фабрики валеных сапог, эвакуированной из г. Луги.
1900 г. рождения, русская, беспартийная, уроженка Новгородской обл.
г. Рига.
28 декабря 1944 г.
Меня взяли немцы из леса близ деревни Рогатки[1]. Потом меня отправили в Лугу.
До войны я была колхозница в дер. Чавино[2]. Когда немцы пришли в августе 1941 г., мы прятались в лесу. Это было в с. Рогатка, Ленинградского района, Новгородской области[3]. В лесу также находились части Красной армии. Немцы окружили нас и всех захватили.
Когда нас вели по дороге, был ручеек, мой муж отошел в сторону. Немец стал кричать «не ходи в сторону», а он не слышал, он был глуховат. Немцы начали мужа бить ногами, прикладом по голове, называя его партизаном. Его так избили, что он год чах, кровь шла горлом и он умер в Луге. Он был колхозник, ему было 44 года. У меня было трое детей, я была беременна, после его смерти родила четвертого ребенка. Немцы пригнали нас в Лугу, отправили работать на кирпичный завод, а затем на фабрику инвалидов «Рассвет», на которой делали валенки. Рабочие и оборудование фабрики были впоследствии отправлены в Ригу.
В Луге жилось тяжело. Мои ребята собирали отбросы с помойки, а также гнилой картофель, который был на свалке. Дети получали по 150 граммов хлеба в день и больше ничего. Одежда износилась, и я и ребята ходили почти голые и босые. Дети были сильно истощены, еле на ногах держались, ходили как пьяные, на меня было страшно смотреть.
Нас принудили ехать в Ригу[4]. Я плакала, меня силой заставили. В Риге я и старшие дети работали на фабрике, дома оставалась 9-летняя девочка с маленьким ребенком. Грудью я не кормила, так как работала по 10 часов на машине, домой не отпускали. Старшего сына, ему было 12 1/2 лет, немцы сильно избили. На одной машине кто-то разбил градусник, немцы заподозрили его и избили. Раз я несла полено с фабрики, немцы меня так избили, что я два дня была больна.
Мы жили в гетто за проволокой, потом проволоку сняли. В гетто много людей пострадало, много было убито и повешено. Перед приходом Красной армии мы прятались в подвале, недели 3 фабрика не работала. Мужчины не прятались. Гетто было оцеплено 3 раза, но нас не взяли.
[1] Имеется ввиду деревня Рогавка в 73 км к востоку от Луги, была одной из нескольких деревень, объединенных в Тесово-Нетильский в сентябре 1939 года. Местные жители продолжали называть ее Рогавкой, так как вокзал сохранил свое название после слияния.
[2] Сегодня Чауни, Чавино находились в 71 км на восток-восток от Луги и в 7 км к югу от Рогавки.
[3] Новгородская область была создана 5 июля 1944 г., до этого территория относилась к Ленинградской области.
[4] Рига находится почти в 400 км от Луги.
OpenEdition suggests that you cite this post as follows:
survivorsger (June 18, 2021). Анна Казанцева. Soviet Survivors of Nazi Occupation. Retrieved May 1, 2025 from https://doi.org/10.58079/umoy