Прийска Гордиевская
Жители Полтавской области перед разрушенным домом, 1943 год. Фотограф: Семен Фридлянд. Источник: Коллекция фотографий Далби Денверского университета.

Почти открыто, на наших глазах немцы расстреливали людей
Хорошо немцы едят, всё они с маслом едят

Разрушенная украинская деревня, 1944 год. Фотограф: А. Ходов. Источник: Государственный исторический музей Южного Урала
НА ИРИ РАН. Фонд 2. Разд. VI. Оп. 9. Д. 15.
Комиссия по составлению хроники Великой Отечественной войны
Записано в личной беседе ст. научн. сотрудником Комиссии Лихтер Б.Л.
с. Диканька, Полт. обл. УССР
17/II 1945 г.
Гордиевская Прийска Николаевна. Рожд. 1889 г., уроженка с. Диканька. В период немецкой оккупации жила с дочкой-учительницей в с. Диканьке. Сторожила РК КП(б)У. Б/п, украинка.
Красивое было наше село перед войной, а сейчас видите – остались одни развалины. Кое-что было разрушено, когда бои шли за Диканьку в 1941 году, но больше всего разрушили, сожгли, когда отступали. Клуб сожгли 2-этажный каменный, 2 школы были десятилетки, не считая других школ. Десятилетки были в новых каменных домах на главной площади. Райком[1], райисполком[2] помещался в 3-этажном каменном доме. От него осталась только коробка. Был у нас маслозавод, промкомбинат – все сожгли немцы.
А в оврагах немцы расстреливали. Овраги у нас прямо в центре села проходят, и так почти открыто, на наших глазах немцы расстреливали. В первое же время после освобождения, из оврага, который шагах в 500, не больше, от центра села, мы откапывали трупы. Не меньше 300 чел. откопали[3]. Похоронили их в парке, в братской могиле. Оградой красной огородили и памятник поставили пока деревянный, а потом, наверное, лучше поставим.
В этом парке у нас раньше памятник был Т. Шевченко[4]. Немцы пока были, то снимут бюст Шевченко, то опять поставят, и, наконец, когда отступали и жгли все, разбили памятник.
Около маслозавода при немцах всегда бочек 15 с маслом стояло. Были такие дуры-бабы, говорят: «Хорошо немцы едят, у них и масло, и сало, всё они с маслом едят, даже суп едят с хлебом, намазанным маслом». Так ведь за наш счет ели. Сколько молока отбирали! При советской власти мы сдавали с коровы 125 л. в год, остальное все наше, а немцы сразу наложили 750 литров, а брали еще больше, штрафами еще брали. Потому они и заливались маслом, и стояло у них по 15 бочек масла. И на всех налог – и на кошку, и на собаку, на все. У нас не осталось ни кошек, ни собак, ни птицы.
Сейчас все понемногу восстанавливаем. Уже куры в каждом дворе есть, и кошки завелись, а собак нет. Недаром народ говорил про немцев такую пословицу верную:
«А немецкая власть
Хоть из хаты не вылазь,
Только выйдешь на порог,
то штраф, то налог».
Народ наш возненавидел немцев. Были у нас немецкие прихвостни. Вот одна вдова с дочкой – они с немцами путались, у них в доме вроде притона было. И всего им немцы таскали. Обидно, что и сейчас они живут, и до сих пор их не наказали. Я уже сколько раз говорила Антонцу: «Тов. Антонец, народ возмущается, что вы эту девку и мать из села не уберете». А он смеется и говорит: «Погоди, дай срок, уберем, если надо будет». Вот такие были жили, да полицаи и их семьи, а остальной народ тяжело страдал и мучился при немцах.
[1] Высший орган партийной власти на районном уровне.
[2] Высший орган исполнительной власти на районном уровне.
[3] Скорее всего, это в основном пленные советские военнослужащие. По данным Всесоюзной переписи населения 1939 года, в Диканьском районе проживало всего 59 евреев.
[4] Тарас Шевченко (1814-1861) – известный украинский писатель, поэт и художник, символ украинской культуры.
OpenEdition suggests that you cite this post as follows:
survivorsger (June 18, 2021). Прийска Гордиевская. Soviet Survivors of Nazi Occupation. Retrieved May 1, 2025 from https://doi.org/10.58079/ump0